На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Картины
Андрея Рябушкина



Снятие с креста
(Голгофа),
1890



Едут!


Московская улица
XVII века в
праздничный день,
1895

   
Николай Машковцев. Творчество Андрея Рябушкина

Андрей Петрович Рябушкин был сыном «государственного крестьянина» Петра Васильевича и его жены Пелагеи Ивановны Рябушкиных. Он родился 17 октября (по старому стилю) 1861 года, в так называемой Станичной слободе Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Отец и старший брат художника были иконописцами, младший - был учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества и уже подавал большие надежды как художник, но преждевременно погиб. В ранней молодости будущий художник помогал отцу и старшему брату в иконописных работах, тем самым приобретая элементарные навыки в живописной технике, понимании значения красок и, может быть, уже тогда задумываясь о композиции.
После смерти отца совершенно неожиданное обстоятельство изменило судьбу Рябушкина. В Борисоглебске наездами бывал художник А.X.Преображенский, который останавливался в доме Рябушкиных. Преображенский обратил внимание на способности юноши. Он проявил большую энергию в устройстве судьбы Рябушкина и помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где и сам обучался и высоко ценил то направление, которое там господствовало.
В августе 1875 года Рябушкин получил свидетельство от волостного управления Станичной слободы о том, что уволен «для поступления в воспитанники какого-нибудь художественного заведения, где только может быть принят к обучению художественному искусству». В Московское училище Рябушкин попал в пору самого блестящего расцвета его существования. В училище преподавали такие художники-передвижники, как Перов и Прянишников, и такой блестящий рисовальщик, как Евграф Сорокин, ученик Брюллова. В те годы Перов переживал заключительный этап своей творческой эволюции. Он отошел от того острого сатирического направления, которым характеризовалось его творчество в 60-е годы. В самом начале 70-х годов он выступил как великолепный портретист и приблизительно в те же годы создал целый ряд картин, рисующих человека в общении с природой. Это «Охотники на привале», «Птицелов», «Голубятник», «Рыболов». Само собой разумеется, что, преподавая в училище, Перов оказывал неотразимое влияние на своих учеников. Об этом говорит в воспоминаниях об учителе М.В.Нестеров. Нужно также отметить, что в последние годы жизни Перов много занимался и историческими сюжетами. Правда, его историческая живопись носит иллюстративный характер: рамки литературного сюжета не дают живописцу возможности более глубоко показать и истолковать исторические события. Но несомненно, что и эти исторические картины могли оказать свое влияние на Рябушкина.

Несколько иным было творчество Прянишникова. Портретом Прянишников почти не занимался. Его внимание было поглощено той социальной силой, значение которой быстро росло в общественной жизни. Островский в драматургии, Прянишников и много позднее Кустодиев в живописи черпали сюжеты произведений чаще всего из купеческого быта. Во второй половине своей деятельности Прянишников много внимания уделил крестьянству. Он создал картины, синтетически охватывающие крестьянскую жизнь: это «Крестный ход», «Спасов день на Севере» (изображающая народный обычай купать коней в день осеннего Спаса). Ученики Прянишникова вспоминали, как стремился их учитель избавить живописную палитру от необоснованной пестроты красок, оставляя на палитре по преимуществу краски земляного ряда, киноварь, кобальт и белила. Учитель предлагал написать именно этими красками то, что было перед глазами ученика, тем самым воспитывая у него правильное понимание закона относительности красок. Уже упомянутый Сорокин был, пожалуй, единственным носителем чисто академической традиции в Московской школе живописи. Более всех других преподавателей он добивался чистоты линии и красоты формы, тем самым сообщая работам своих учеников тот благородный оттенок познания классики, который несла в себе Академия. По-видимому, он гораздо меньше, чем Перов и Прянишников, заботился о воспитании новых принципов композиции и особенно колорита.
Не менее значительным, чем непосредственное влияние педагогов, было влияние ежегодно посещавших Москву передвижных выставок. И конечно, влияние всегда открытой для учеников Третьяковской галереи, уже в то время обладавшей почти всем лучшим, что было создано художниками-передвижниками. Особенно значительным было собрание произведений Репина. В галерее находились главные исторические картины нашего величайшего исторического живописца Сурикова, притягивавшие к себе художественную молодежь. В Третьяковской галерее тогда находились и крестьянские жанры Максимова, и, несомненно, под их впечатлением началась линия крестьянского жанра в творчестве Рябушкина. Еще учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Рябушкин написал картину «Крестьянская свадьба». Картина была сразу приобретена Третьяковым, но она явилась только самым начальным этапом в творческом развитии художника.

Одновременно с Рябушкиным в Московском училище обучались такие художники, как Архипов, в творчестве которого крестьянская тема занимала основное место; Сергей Коровин, которому удалось первому показать, и притом чрезвычайно ярко и убедительно, классовое расслоение деревни; Нестеров, дореволюционное творчество которого было посвящено жизни человека среди природы, с очень сильным акцентом на пейзаж, показанный как бы глазами изображенного в нем человека. Женская доля с ее часто трагическим концом особенно привлекала Нестерова. Пожалуй, наиболее близок к Рябушкину был Сергей Иванов, у которого крестьянская тематика все время перемежалась с исторической. Творчество Сергея Иванова и позднее творчество Кустодиева закономерно сближались с творчеством Рябушкина при всем их несомненном индивидуальном различии. Два других сверстника Рябушкина - Навозов и Янов - оставили в русской живописи едва заметный след. И все же в творчестве скромнейшего Янова можно найти мотивы, перекликающиеся с Рябушкиным.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru