На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Картины
Андрея Рябушкина



Снятие с креста
(Голгофа),
1890



Едут!


Московская улица
XVII века в
праздничный день,
1895

   
Николай Машковцев. Творчество Андрея Рябушкина

Осенью 1882 года Рябушкин перешел в Академию художеств и был зачислен «по натурному классу академистом». В Академии Рябушкин пробыл 8 лет, до 1890 года. За это время он вполне сформировался как художник. В Академии он пользовался указаниями профессоров и натурой, но тем не менее подлинное его творческое развитие шло совершенно самостоятельно. Он не прервал своей дружбы с москвичами, особенно с Архиповым, вместе с которым в 1886 году отправился на этюды в Рязанскую губернию. Пожалуй, трудно найти в ежедневном обиходе другого художника такие материалы, которыми питалось творчество Рябушкина. В его небольшой библиотеке были сочинения Забелина, посвященные русскому быту, по преимуществу XVII века, иллюстрированные путешествия по средневековой России иностранцев Герберштейна и Олеария. Эти первоисточники до некоторой степени помогают расшифровать художественный стиль Рябушкина, который начал образовываться еще в стенах Академии. Наряду с этими документами о древнерусском быте Рябушкина уже в то время начали привлекать вещественные остатки русской старины в крестьянском быте, во многих деталях сохранившем древнерусские костюмы и обычаи.

Еще во время пребывания в Академии Рябушкин начал заниматься историческими иллюстрациями, которые печатались в самых распространенных журналах того времени - «Всемирной иллюстрации» и «Ниве». Эти журналы очень охотно заказывали Рябушкину рисунки, и скоро он стал известен как один из наиболее талантливых иллюстраторов. Во «Всемирную иллюстрацию» и позднее «Исторический вестник» Рябушкина рекомендовал престарелый Солнцев, большой знаток памятников древнерусского быта, помогавший еще Брюллову своими советами. Замечательно, что рисунки Рябушкина, в сущности говоря, не были иллюстрациями. Пояснительные тексты к ним были написаны очень популярным тогда автором исторических романов Мордовцевым и известным историком Костомаровым. Но художник был не столько иллюстратором готовых текстов, сколько соавтором писателя и историка, благодаря чему достигалась теснейшая связь между иллюстрацией и подписью. Это обстоятельство и было причиной той свободы, того своеобразия и оригинальности композиций, которыми всегда отличались рисунки и иллюстрации Рябушкина. Дипломная работа Рябушкина, или «программа», как тогда говорили, была посвящена религиозной теме «Снятие со креста». Своеобразием своей композиции она привлекала всеобщее внимание, ею заинтересовался Репин, Третьяков приобрел ее для своей знаменитой галереи.
Воспоминания современников единогласно говорят о том огромном труде, который был затрачен художником на эту работу. Полотно было написано в необыкновенно короткий срок. Все подготовительные работы, этюды и эскизы художник уничтожил. Из своих предварительных работ он сохранял только то, что в какой-то мере имело самостоятельное художественное значение, а то, что он отвергал и браковал, не сохранялось.

В 1891 году Рябушкин написал замечательную по своему настроению, по верности изображения крестьянского быта картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». В левой части картины изображена группа молодых девушек, сидящих на лавке, чинно сложив руки на коленях. Первая из них одета в пеструю кофточку, контрастирующую с белой кофтой ее соседки и черными платьями двух других девушек, сидящих дальше на скамье. Крайние слева сидят неподвижно с выражением того безразличия, которое появляется на лицах людей, утомленных ожиданием. Две сидящие за ними оживленно разговаривают. В глубине целая толпа женщин, впереди которых стоят ребята. Молодая женщина держит на руках грудного ребенка, на лавке перед столом сидит старуха в пестром платке и юбке. Вся ее поза выражает привычное терпеливое ожидание. По другую сторону стола виднеются спокойные мужские лица. На веревке развешаны нарядные, праздничные полотенца. Стол накрыт, и уже поставлены бутылки с вином. На скамье, рядом со старухой, каравай в большом решете. На полу лежит узенький пестренький половичок, подчеркивающий перспективную глубину пространства избы, так же как сокращающиеся в перспективе плоскости скамьи и стола.
В следующем году Рябушкин написал свою первую историческую картину. Это - «Потешные Петра I в кружале». В глубине картины, являясь ее психологическим центром, сидит молодой потешный и с демонстративно-независимым видом курит длиннейшую трубку. Он прислонился к деревянному столбу и всей своей позой подчеркивает, что он стойко выдержит любопытство и неприязнь окружающих. Он даже не снял своей треуголки, хотя все остальные без шапок. Прямо перед ним сидит молодой человек, задавший ему какой-то, вероятно каверзный, вопрос. Все другие ждут, что будет дальше. Сюжет картины не совсем ясен, но несомненно, что в этом полотне Рябушкин хотел показать тот разлад в среде русских людей, который был вызван реформаторской деятельностью Петра. Эта суриковская по изображенной эпохе и даже по существу тема получила в трактовке Рябушкина гораздо более бытовой характер, чем в картине Сурикова «Утро стрелецкой казни». Вообще следует заметить, что трагические ноты почти полностью отсутствуют в творчестве Рябушкина, и это составляет одну из характерных его черт. Зато в области исторического бытового жанра он положительно не имеет соперников. В 1895 году Рябушкин написал одно из самых капитальных своих произведений «Московская улица XVII века».

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru