На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Портрет писателя
А.Ф.Писемского,
Илья Репин, 1880


На бульваре,
Владимир Маковский


Весенний день,
Иван Похитонов

   
Развитие ТПХВ. Создание обобщенных и индивидуально-неповторимых образов

Клич "к натуре!" — к самой жизни как живительному источнику творчества — был особенно характерен для идейных боев 60-70-х годов. Настоятельное требование изучения натуры как необходимого условия правдивости произведения проходит через многие высказывания передвижников, официальные и личные. В своей торжественной речи к 25-летию Товарищества — эта дата была справедливо воспринята "старой гвардией" товарищей как событие большой важности, как большой этап в развитии русского искусства — Мясоедов говорит (об искусстве 60-70-х годов): "Оно решилось говорить о том, что ему было близко и хорошо известно, с чем рядом оно родилось и выросло; оно решилось быть правдивым или, как принято говорить, реальным, не допускать подделок и подражаний, не желая казаться более того, чем оно есть, при помощи чужих пьедесталов". "Для меня выше всего правда", — заявляет Репин в своем письме к Третьякову. К вопросу о правдивости как о главной ценности художественного произведения Репин возвращается не раз.

Правда для передвижников — не во внешнем правдоподобии, не в иллюзорности изображения, а в глубоком проникновении в сущность народной жизни. Савицкий, оспаривая полезность увлечения Фортуни, говорит, что "в угоду красивости он часто жертвует правдой". Для Максимова стремление к правдивой передаче действительности является основным на протяжении всей его деятельности. Истина, по словам Прянишникова, "вечно ново и для искусства составляет и красоту и новизну". "Я люблю правду, — восклицал Мясоедов, — и если она может быть прекрасной — пусть будет!" В письме к Киселеву, говоря о необходимости "искренне и верно передать виденное и ощущаемое", он в то же время выступает против нагромождения "прочитанных" красот. Для него прекрасна лишь подлинная природа. Как и Савицкий в своем высказывании о Фортуни, Мясоедов делает попытку отделить нарочитую красивость от подлинной красоты. Киселев считал, что прекрасному можно служить не только "положительным" путем, но и "отрицательным", показывая меру отступления от него. Подлинно же прекрасное, согласно концепции художников-демократов, возникает из правды жизни. Передвижники связывали понятие о прекрасном с духовной красотой, с богатством и содержательностью внутреннего мира человека. Так, В.Васнецов, рассказывая о настроениях художников 1870-х годов, о их страстном стремлении искать "только правду в искусстве", подчеркивал, что правда жизни вставала перед ними как "обличительная и поучительная в известном гражданском смысле" и что это "нисколько не мешало нам жить полной художественной жизнью, стремиться по мере сил к совершенству и любить по-своему красоту. Красота для нас не была сама по себе, а служила отражением и выражением высшей духовной красоты, т.е. внутренней, а не внешней только". «Слово «идеал», — добавляет Васнецов, — для нас не было пустым, избитым словом без содержания». Но чтобы быть правдивым, надо знать жизнь, которую воспроизводишь. И вот вдохновленные этой идеей художники, получая право жить шесть лет за границей в качестве пенсионеров, рвутся на родину.

Известно, что Перов мотивировал свое ходатайство о возвращении как истый "шестидесятник": "Живя за границей я не мог исполнить ни одной картины, которая бы была удовлетворительна: незнание характера и нравственной жизни народа делают невозможным довести до конца ни одной из моих работ." "Посвятить же себя на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как в городской, так и сельской жизни нашего отечества". Эти слова Перова не представляют исключения. Уже в 1860 году, то есть за три года до Перова, пейзажист М.К.Клодт, тоже впоследствии передвижник, получил разрешение провести последние годы пенсионерства в путешествии по России для изучения родной природы. Почти в то же время Шишкин добивался возможности начать свою творческую работу в качестве пенсионера путешествием по России и т. д. Мотивы всюду одни и те же: убеждение в том, что национальным художником можно стать, только изучая и изображая родную, знакомую жизнь. Это убеждение разделял и Максимов.

В многообразии тем и сюжетов, которые открывала передвижникам современная действительность, они отбирали те, которые выражали наиболее существенные стороны жизни русского общества той поры. Все более активным становится стремление художников к полноте социально-психологической характеристики человека, к созданию обобщенных и индивидуально-неповторимых образов, — образов, воплощающих в себе типические черты представителей различных социальных классов и групп. В понимании "типического" передвижники стояли на реалистических, материалистических позициях. Путь к созданию типического они видели не в абстрагировании и в уходе от действительности, а в обобщении конкретных и наиболее существенных фактов и явлений жизни. Этим они решительно отличались от представителей академического искусства, следовавших в создании типических образов канонам отвлеченного эстетического идеала. В годы своего расцвета русский классицизм стремился воплотить свои гражданственные идеи в образах возвышенных и идеальных, но еще связанных в ту пору с патриотическими устремлениями и чаяниями русского общества. Со временем, все более отрываясь от конкретного жизненного содержания, эти образы перерождаются, как уже говорилось, в символы официальной государственности и самодержавия. Но уже в 20-40-е годы возникает и пробивает себе дорогу новое понимание типического, ярко проявившееся в творчестве Венецианова и его школы. Оно находит свое выражение в статьях и повестях Гоголя. Так, отмечая в "Последнем дне Помпеи" Брюллова "отсутствие идеальности отвлеченной", он пишет: "И в этом состоит ее первое достоинство". Под влиянием знакомства писателя с Венециановым он проникновенно рассказывает о том творческом подъеме, который возникает у художника в процессе живого общения с натурой". В повести "Портрет" Гоголь пишет: "... ему казалось даже, что 19 век кое в чем значительно их (то есть великих мастеров Возрождения) опередил, что подражание природе сделалось теперь ярче, живее, ближе". Однако в своем отрицании классицистического типического образа Гоголь не был достаточно последователен: утверждая важность общения художника с натурой, он допускал, тем не менее, "правку натуры" по антикам и творениям мастеров Возрождения. "Ничего он не оканчивал без того, чтобы не поверить себя несколько раз с сими великими учителями ... ловя и преследуя чудную кисть". Взгляды Гоголя на творческий метод художника непосредственно связаны с его близостью к Александру Иванову и отражают те противоречия, которые были присущи исканиям художников на путях реализма в 30-50-е годы. Они показательны для того периода, когда плодотворность изучения и великое обогащающее значение натуры было уже очевидно, но когда не были еще достаточно ясны методы использования бесценного материала, добытого в процессе ее наблюдения.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru