На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

   
 
  
   

Культовые шедевры
художников ТПХВ



Белорус,
Илья Репин, 1892


Первая зелень,
Илья Остроухов, 1888


Осеннее утро,
Григорий Мясоедов

   
Развитие ТПХВ. Мировоззрение и эстетические взгляды передвижников

Крамской доказывал, что Фортуни — художник, которого многие русские живописцы, жившие в это время за границей, расценивали чрезвычайно высоко, — был выразителем вкусов буржуазии. Возражение Репина, что буржуазия фактически Фортуни не знает, Крамской отражает следующими словами: "Масса буржуазии, — говорит он, — могла ни разу не слышать имени его, а он, Фортуни, быть их выразителем". Значительная часть художников всего света (то есть модные художники. — Ф.Р.), по мнению Крамского, "суть за малыми исключениями плоть от плоти и кость от костей ее". Для своего времени мысль Крамского, хотя, быть может, и несколько односторонне сформулированная, и оригинальна и смела. В то же время в ней находит свое конкретное применение и один из основных эстетических тезисов Чернышевского о зависимости эстетического идеала, идеала красоты, от общественного бытия человека (вспомним его анализ различных идеалов женской красоты у крестьянства и дворянской аристократии). И в другой связи, касаясь вопроса о борьбе передвижников с Академией, Крамской отстаивает мысль о связи демократического искусства с народными чаяниями. Так, в письме от 6 декабря 1873 года, рассказывая Репину о своей встрече с Куинджи, Крамской говорит: "Речь шла об Академии, о нашей роли относительно ее, о будущем Академии, о будущем того кружка, который сторонится от Академии, и о имеющем совершиться в ближайшем будущем распределении групп и партий, их борьбе, вероятных победах и не менее вероятных поражениях". Репин воспринимает письмо своего старшего друга как призыв включиться в борьбу с Академией и отвечает: "Мне так много предстоит борьбы с делом, т. е. с моим искусством, пока оно будет выражать ясно и верно правду, что я хочу выразить. В исправители Академии никогда не рискну ... Да, признаться, и некогда будет, если мне повезет счастье, если мне удастся осуществить кое-что". Слова Репина о том, что ему "некогда будет", вызывают горячие возражения Крамского. "Как времени не будет?.. Да ведь именно моя специальность, мое дело настоящее, и есть борьба с партией, мне противной. Чем же мне еще бороться? Чем больше я улучшаю себя и совершенствую, тем больше наношу поражений — это-то и есть борьба партий".

В следующем письме Крамской поясняет свою мысль в строках, которые приобрели широкую известность: "Бурлаки картина не дурная, только что же? Бруни говорит, что это есть величайшая профанация искусства! Да, а Вы как полагали? Вы небось думаете, что Бруни — это Федор Антонович, старец? Как бы не так, он изо всех щелей вылезает, он превращается в ребенка, в юношу, в Семирадского ... ему имя легион! Что нужно делать? Еще нужно картину, только еще более глубокой профанации ... и так без конца. Борьба!" Иначе говоря, Крамской предостерегает: современный академизм не мертв. Это враждебное творческое направление, опирающееся на определенную социальную базу, рождающее себе смену (он превращается в ребенка, в юношу, в Семирадского). Можно ли на основе этой дискуссии говорить о том, что Крамской был горячим приверженцем партийности в современном, ленинском понимании этого слова? Нет, такое утверждение было бы внеисторично. Но Крамской шел к такому пониманию, он приближался к нему, так как борьба, к которой он призывал, была борьба за искусство, бескорыстно и беззаветно преданное народным интересам, интересам трудовых масс. Взгляды Антокольского были близки Крамскому. В 1874 году Е. Г.Мамонтова пишет Антокольскому о том, что зритель устал от искусства бичующего, разоблачающего. Антокольский возражает с большой горячностью: "Художник есть не что иное, как отражение общественного строя. Чем он больше художник, чем душа у него более чутка, тем вернее он творит то, что вокруг него происходит". Кончает он свой ответ призывом: "Ко всему этому я могу прибавить старые, но истинные слова: "Все от народа и для народа".

Вся деятельность передвижников была пронизана мыслью об идейно-воспитательном назначении искусства, об ответственности художника, призванного ставить в своих произведениях важнейшие животрепещущие вопросы современной действительности. Истинно реалистическое демократическое искусство, по мнению Крамского, искусство критическое и тенденциозное. В письме к А.С.Суворину Крамской утверждает: "Русское искусство тенденциозно. Художник как гражданин и человек, кроме того, что он художник, принадлежа известному времени, непременно что-нибудь любит и что-нибудь ненавидит. Предполагается, что он любит то, что достойно, и ненавидит то, что того заслуживает. Ему остается быть только искренним, чтобы быть тенденциозным. Мне не совсем нравится, — пишет он, — что Вы взяли слово "отдохновение", говоря о роли искусства среди каторжной современной жизни. Искусство имеет самостоятельную роль, и, какова бы ни была современная жизнь, каторжная или нет, задачи искусства могут и не совпадать с успокоением". Исходя из известного тезиса Чернышевского об искусстве, произносящем приговор над действительностью, Крамской в статье об Александре Иванове утверждает, что художник должен быть критиком общественных явлений. Неприятие существующего строя выдвигает на первое место в искусстве критического реализма момент обличения. Обличая мир социальной несправедливости, искусство критического реализма не ограничивало, однако, свои задачи изображением одних лишь отрицательных явлений действительности.

Мясоедов писал Стасову: " Реализм должен охватывать все существующее, и чем шире он захватит, тем полней выразится". И передвижники отнюдь не ограничивались изображением лишь одних отрицательных, драматических сторон жизни. Напротив, им был свойствен социальный оптимизм, вера в нравственные и духовные силы народа. Наряду с образами отрицательными и сатирическими, разоблачавшими представителей господствующих классов, передвижники создали и целый ряд прекрасных по своей глубокой проникновенности положительных типических образов — образов крестьян и трудового люда, образов революционной интеллигенции; портреты лучших деятелей науки, литературы и искусства; позже и образы революционных рабочих, которые с той же силой, как и образы сатирические, хотя и по-иному, служили идейно-воспитательным целям, делу борьбы за лучшее будущее народа.

продолжение...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru