На первую страницу   


    Рождение ТПХВ
Первая выставка
Развитие ТПХВ
Идейный облик
Творчество
ТПХВ и общество



Устав ТПХВ
Вступить в ТПХВ
Выставки ТПХВ
Бытовая живопись
Украинское ТПХВ
Бытописатели
Пейзаж в ТПХВ
ТПХВ в 1900-е
Статьи о ТПХВ



Члены ТПХВ:

Архипов А.Е.
Бялыницкий В.
Васильев Ф.А.
Васнецов В.М.
Васнецов А.М.
Ге Николай Н.
Дубовской Н.
Иванов С.В.
Жуковский С.
Каменев Л.Л.
Касаткин Н.А.
Киселев А.А.
Корзухин А.И.
Крамской И.Н.
Куинджи А.И.
Левитан И.И.
Маковский В.Е.
Маковский К.Е.
Максимов В.М.
Малютин С.В.
Мясоедов Г.Г.
Неврев Н.В.
Нестеров М.В.
Остроухов И.
Перов В.Г.
Петровичев П.
Поленов В.Д.
Похитонов И.П.
Прянишников И.
Репин И.Е.
Рябушкин А.
Савицкий К.А.
Саврасов А.К.
Серов В.А.
Степанов А.С.
Суриков В.И.
Туржанский Л.
Шишкин И.И.
Якоби В.И.
Ярошенко Н.

Хочешь увидеть свое имя в этом списке? Легко!


       
  
   

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4

   
 
  
   

Разные картины
художников ТПХВ



Озеро,
Аполлинарий Васнецов,
1902



Ростов зимой,
Петр Петровичев, 1910

   
Бытовая живопись и портрет в Товариществе, страница четыре

Максимов порой упрекал Лемоха в том, что он не знает крестьянской жизни. Этот упрек справедлив разве только по отношению к началу его деятельности, когда Лемох впервые обратился к этой теме. В дальнейшем он подолгу жил с семьей в одной из подмосковных деревень, приобрел там дом-мастерскую и заслужил своей постоянной отзывчивостью подлинную привязанность местных крестьян. Они же были его натурщиками.
Гораздо ближе основной плеяде бытописателей деревни был на первых этапах своего развития Сергей Васильевич Иванов (1864-1910). Именно он, выступив в конце 80-х годов, принял эстафету от старших передвижников. Его полотно «В дороге. Смерть переселенца» (1889) не уступает по цельности и силе выражения, картине «Похороны крестьянина» Перова. Каждая деталь в этой небольшой картине беззвучно вопиет о трагедии, разыгравшейся в безводной, выжженной степи. С. Иванов проявил недюжинную настойчивость, преодолел немало трудностей, чтобы побывать в местах скопления переселенцев, на тех пустынных магистралях, по которым, лишенные заботы и поддержки, брели и гибли обозы переселенцев, гонимые нуждой на Восток, к Уралу, Сибири. В своих картинах, представленных на передвижных выставках 1887-1889 годов, Иванов изображает только переселенцев: это был горячий и искренний отклик на явление, волновавшее широкие общественные круги. Впоследствии художник создает серию картин, посвященных первой русской революции.

Среди молодых жанристов, разрабатывавших преимущественно городскую тему, нельзя обойти молчанием рано ушедшего из жизни Николая Григорьевича Богданова (1850-1892). Окончив Академию в 1879 году, Богданов как пенсионер путешествовал за границей (жил в Париже, в Риме). Выступать в Товариществе он начал с 1880-го и выставлялся до 1892 года - года смерти. В Иркутском областном музее хранится одна из ранних его картин - «Гаваньский чиновник» (1882). В хмурый день усталый старик, мелкий служка, вместе с внуком вылавливает бревна из студеной воды - нечем топить квартиру! Однако подобные сюжеты не были характерны для работ Богданова. Его сфера - юмор, юмор мягкий, сочувственный, характерный для его картин «За кипятком» (1888), «На побегушках» (1889) и других.
Мягким юмором проникнута и картина Богданова «Возвращение с похорон» (1885), которая раньше принадлежала Третьяковской галерее (ныне она находится в Краснодарском музее). Забавна сама ситуация - та естественность, непринужденность, ощущение благостного отдыха, которые читаются в лицах и позах всех персонажей: и кучера, и факельщиков, и других возвращающихся с кладбища на похоронных дрогах. Их жизнерадостность, казалось бы, столь противоречащая делу, которому они служат, заставляет вспомнить семью гробовщика к «Давиде Копперфильде» Диккенса, хотя нет сомнения, что картина навеяна не литературными реминисценциями, а непосредственными наблюдениями художника.
В отличие от Богданова картины Николая Сергеевича Матвеева (1855-1939)6 нередко окрашены элегическим настроением, как, например, его картина «Сумерки» (1891, Государственная Третьяковская Галерея). Это маленький грустный рассказ об одиночестве двух стариков. Матвеев не всегда черпает сюжеты из собственно бытового круга. Очень интересна по замыслу его картина «Венчание в тюрьме», героем которой является политзаключенный.

Начиная с 10-й и до XIX на выставках Товарищества часто выступал Михаил Георгиевич Малышев (1852-1914), не только живописец, но популярный иллюстратор (впоследствии иллюстрация становится основной сферой его творчества). Для современников были интересны его работы как корреспондента с фронта русско-турецкой войны. Стасов с полным основанием отмечал жанровые композиции Елизаветы Петровны Михальцевой (они были показаны на XII-XV выставках Товарищества, 1884-1887).

Николай Васильевич Неврев (1830-1904) - в прошлом один из выдающихся бытописателей -«шестидесятников». В Товарищество он пришел только в 1881 году, уже пожилым человеком. Ранние картины Неврева - «Торг» (1886), «Протодьякон, провозглашающий многолетье на купеческих именинах» (1866), «Смотрины» (1867, все три - в Государственной Третьяковской Галерее) - обещали больше, чем ему удалось впоследствии дать в сфере жанровой живописи.
В «Смотринах» сказывается прекрасное знание быта мелкого городского люда. В изображении в картине сюжетной ситуации и психологически тонкой разработке образов есть нечто общее с «Объяснением» Маковского, хотя и нет той артистической легкости, которая свойственна юмору Маковского, - вся картина как бы более тяжеловесна по своему решению.
Впоследствии, как нам кажется, Неврев изменил своему подлинному призванию и отдал свои силы большим, почти всегда поверхностным, историческим картинам. С этими картинами он обычно и выступал на передвижных выставках.
Однако на XVII выставке 1889 года он представил один из значительных своих жанров - «Расчет по наследству» (1888, Государственная Третьяковская Галерея). На полотне изображена сцена из жизни купечества, внешне приобщившегося к европейской культуре. Но за внешней благопристойной сдержанностью персонажей чувствуется готовность каждого из наследников обнажить свою стяжательскую сущность. Дань бытописанию отдали и многие украинские передвижники - и Н.Кузнецов, и К.Костанди, и А.Размарицын. Но о их работах будет сказано в специальной главе. Все бытописатели, о которых шла речь, каждый по-своему и в разной мере продолжают традиции жанровых сцен с фабульно развивающимся действием.

(Текст - Ф.С.Рогинская )

к началу...



www.tphv.ru, 1869-2016. Товарищество художников - передвижников. Для контактов - info (a) tphv(dot)ru