|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
|
|
|
|
|
Разные картины художников ТПХВ
Крестьянка, Абрам Архипов, 1916
Торро дель Греко, Иван Похитонов, 1891
Земство обедает, Григорий Мясоедов, 1872
|
|
Бытовая живопись и портрет в Товариществе, страница два
В картинах Маковского 80-х годов появляются образы мелких, цепких хищников-сутяг, судейских чинов («Ходатай по делам», 1879, - картина, вызвавшая горячий отклик Стасова, и другие).
Деятельность реформированного суда и либеральных адвокатов привлекала большое внимание русского общества 70-80-х годов. Однако никто до Маковского не подходил вплотную к этой теме. Недели и месяцы Маковский проводит в судах. Перед его глазами проходит не один процесс. Так, знаменитое в свое время дело великосветского «клуба червонных», которому был посвящен очерк М.Салтыкова-Щедрина «Дети Москвы», явилось темой рисунков Маковского для журнала «Пчела» («Червонные валеты старого пошиба» и «Червонные валеты нового пошиба», оба - 1877).
Литература не раз срывала завесу с афер банковских дельцов, показывала их методы обогащения - за счет мелких вкладчиков. В картине «Крах банка» (1881, Государственная Третьяковская Галерея)
Маковский первый среди художников отозвался на эти явления действительности. Вполне возможно, что он видел и зарисовал оказавшихся на скамье подсудимых недавних банковских воротил. Во всяком случае, он не мог не знать громкого процесса Московского ссудного коммерческого банка в 1876 году.
«Крах банка» - наиболее значительная из многофигурных композиций Маковского этих лет. Эта остроразоблачительная картина содержит целую галерею жизненных, ярко вылепленных образов. Особенно выразителен образ молодой женщины, в исступлении бросающей обвинение банковским воротилам. Тема трагических судеб людей, становящихся жертвами коммерческих афер, проходит через многие полотна Маковского 80-х годов.
Так, в картине «Осужденный» (1879, Государственный Русский Музей), появление которой горячо приветствовал Стасов, художник воплотил подлинную трагедию - жизненную катастрофу молодого крестьянина, силой исторических обстоятельств оторванного от земли и оказавшегося на скамье подсудимых. Вся сцена предстает перед нами с полной ясностью, убедительно показаны переживания каждого действующего лица, особенно горе стариков родителей. В литературе о Маковском возникал вопрос, связаны ли такие картины, как «Осужденный» и более поздняя «Оправданная»,
с освободительным движением тех лет, с теми политическими процессами, жертвами которых пало столько представителей молодежи. Зритель не знает, что толкнуло этого крестьянина на преступление; может быть, его вина - в участии в аграрных беспорядках? В его суровом облике, в нахмуренном взгляде, обращенном к родителям, нет ничего злодейского. Скорее, в нем есть что-то от несмирившегося бунтаря. И хотя зритель остается во власти догадок, он чувствует в осужденном жертву сословного суда.
К 1875 году относится первый эскиз его картины «Вечеринка» (карандаш, Государственная Третьяковская Галерея), законченной художником в 1890 году (Государственная Третьяковская Галерея)- В этом эскизе уже намечены образы курсисток, студенток, представителей той среды, из которой вышло так много революционных бойцов, и вся сцена несет приметы скорее политической сходки, чем застольной встречи. Так впервые в творчестве Маковского возникает тема политической борьбы, которую он воплощает в картинах «Ожидание. (У острога)» (1875, Государственная Третьяковская Галерея), «Узник» (1882), «Арест нигилистов» (карандаш, 1882), «По этапу» (1884).
Под этим углом зрения он пытается переосмыслить и тему «Осужденного». Так, в одном из последующих эскизов - вариантов этой картины - родители осужденного не крестьяне, а мелкие чиновники, а в группе «соболезнующих» (слева) вместо девушки в платочке изображена курсистка (1890).
В то же время одна из наиболее популярных картин Маковского, «Оправданная» (1882, Государственная Третьяковская Галерея), говорит о том, что у него не были изжиты либеральные иллюзии в отношении реформированного суда. Ведь приговоры политических процессов и весь ход их, за редкими исключениями, вызывали негодование передовой общественности. В «Оправданной» чувствуется, что художник преисполнен уважения к адвокатам в процедуре суда.
Порой поиски большой темы влекли художника к изображению многофигурных массовых сцен. В течение ряда лет он работает над картинами «Толкучий рынок в Москве» (1880), «Ночлежный дом» («Ночлежники», 1889, Государственный Русский Музей). Написанные к этим картинам этюды, изображающие мелкий торговый люд, мастеровых, людей «дна», содержательны и очень свежи по живописи. Сюжеты этих картин, казалось бы, открывали большие возможности для проявления многих ценных качеств, присущих именно Маковскому с его острой наблюдательностью.
В картине «Ночлежный дом» среди отщепенцев большого города выделяется высокая фигура спившегося художника, невольно вызывающая ассоциации с трагической судьбой А.Саврасова, безусловно известной Маковскому.
В эти годы Маковский продолжает работать и над небольшими жанрами. Некоторые из них по-прежнему несут в себе комический элемент («Объяснение», 1889-1891), «В передней» (1884)- Другие проникнуты лиризмом. Это «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887). Художник достигает исключительной цельности и лаконизма в построении сцен и в то же время особой выразительности каждой детали. В них все продумано до последнего штриха,- и мысли, к которым приходит зритель по мере того, как вникает в сюжеты этих картин, далеко выводят его за рамки изображенного.
Тонко, без навязчивости раскрывает художник драматизм происходящего в «Свидании». Мать-крестьянка приехала навестить своего сына, ученика-подручного в каком-то торговом деле. Волосы у мальчика растрепаны, давно не стрижены. Во всей фигурке что-то робкое, запуганное. Босые ноги - прямо на каменных плитах, а ведь холодно: мать одета по-зимнему. А как впился он зубами в калач, - видно, изголодался на хозяйских харчах. За образами картины встает целая повесть - не только об этом мальчике и даже не только о судьбах всех этих подмастерьев, рассыльных и т.п., которых унижает, растлевает, поглощает город лабазов, торговых рядов и других очагов мелкой и крупной наживы, но и повесть о его матери, о судьбе матери-крестьянки.
В ее грустном лице ощущается внутренняя красота, серьезное раздумье.
продолжение...
|