Бытовая живопись и портрет в Товариществе, страница три
Картина «На бульваре» (1886-1887) - одно из лучших произведений Владимира Маковского. Сюжет картины самый простой. На скамье московского бульвара происходит встреча: чуть подгулявший муж, подмастерье или фабричный рабочий, и приехавшая из деревни его жена с грудным ребенком. Зритель чувствует, что глубокая трещина уже образовалась в их отношениях. Он понимает, что расхождение их во многом предопределено теми условиями, которые отрывают кормильца семьи от земли, ведут на заработки в город.
Никто из современников Маковского, развивая традиции жанровой картины-новеллы, не обладал такой зоркостью глаза, такой зрительной памятью и знанием бытового уклада низших общественных слоев.
В области композиции Маковский не экспериментирует. Он не меняет сложившейся традиции построения интерьера, остается верен привычной точке зрения (горизонт - на уровне глаз сидящего человека). Маковский придает особое значение выразительности силуэтов, добиваясь наибольшей характерности образов. Изображение интерьера помогало художнику, умевшему столь многое подметить в повседневности, рассказать о жизни своих героев. В интерьерах Маковского, в окружающей человека обстановке запечатлелся жизненный уклад людей, находящихся на различных ступенях общественной лестницы. Здесь и подвалы бедняков, и кухни трактиров, и мещанские гостиные, и кабинет чиновника, и зал суда.
Маковский понимал и ценил значение выразительной детали и умел пользоваться ею. Как много говорит, например, в картине-миниатюре «В передней» (1884) изображение сверкающих, почти торжественных в своем комизме высоких галош некоего чиновного туза, - а сам он, заигрывает с миловидной горничной. Маковского занимали и вопросы собственно живописного мастерства. Если в его ранних работах, таких как «В приемной у доктора», каждая фигура выписана со школьной скрупулезностью, изображена как бы вне воздушной среды и конкретных условий освещения, то уже в «Посещении бедных» потоки света помогают сгармонировать цвет, выделить основные персонажи, более свободно вылепить объемы фигур.
В живописном решении картин Маковский умело использует сопоставления темного и светлого. Так, выразительность картины «В передней» усиливается контрастом светлых тонов лиц и черным блеском торжественно возвышающихся на переднем плане массивных галош. Контрасты светлого и темного обостряют выразительность персонажей и в картине «Секрет» (1884). Из мрака как бы вырваны лица сплетничающих чиновников, кисти их рук. Большое значение придает художник жесту. Замедленное движение пальцев слушающего имеет важное значение в раскрытии замысла картины. В картине «Объяснение» замешательство влюбленного тонко передано нервным движением пальцев.
Начиная с рубежа 70-80-х годов Маковский постоянно пишет на пленэре. Сохранилось много натурных этюдов к картинам «Толкучий рынок», а также серия работ, выполненных во время его поездок на Украину. Работа на пленэре помогала Маковскому и в живописном решении картин, в которых действие происходит в условиях интерьера. Тонко переданы движение и трепет льющегося из окна воздуха в картине «Объяснение».
В колорит своих полотен, построенных обычно на гармонии близлежащих тонов, Маковский любил вводить контрастирующие пятна, светлые (розовое женское платье) или, наоборот, интенсивно-черные (мужской костюм), и этими цветовыми контрастами выделить, подчеркнуть наиболее важные элементы композиции. Приемы, к которым прибегает Маковский, обычно достигают своей цели. Они помогают поверить в происходящее, почувствовать характер персонажей, их сюжетную и психологическую взаимосвязанность.
В середине 90-х годов в связи с приглашением войти в реформированную Академию Маковский переезжает в Петербург. Вопреки не изжитой еще точке зрения петербургский этап, несомненно, связан с рядом значительных художественных достижений, с новыми исканиями. Этот период творчества Маковского освещен в заключительной части настоящего труда.
Традиции небольших жанровых композиций, развиваемых Вл.Маковским, продолжают в Товариществе в меру своих творческих возможностей ряд других художников. К их числу принадлежит один из основателей Товарищества, в прошлом участник «бунта 14-ти» Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841-1910). В первые годы деятельности Товарищества он фактически стоял в стороне от объединения и дебютировал лишь на 6-й выставке несколькими этюдами. Но, включившись в жизнь Товарищества, он горячо отдался ей, неоднократно избирался в правление и как бы долгом своим почитал выступать ежегодно. Последний раз его картины были показаны на XXXIX выставке - посмертно. На первый взгляд Лемох многим напоминает Максимова.
Он тоже любил показывать жизнь деревни, жизнь семьи и оставался верен крестьянской теме в течение всей своей художественной деятельности.
Однако, если за образами картин Максимова встает большая жизнь с ее подлинным драматизмом, то у Лемоха драматические коллизии смягчены, углы сглажены. Нищие дети, дети оборванные и босые, нередко обретают в картинах Лемоха грациозность и привлекательность. Лемох искренне любит своих маленьких натурщиков. Но чувство, которое воодушевляет Лемоха, редко возвышается над сентиментальным умилением, в нем есть нечто от либерального прекраснодушия. Интерьер у Максимова обычно пустой. А в избах Лемоха тут и там независимо от их утилитарного назначения развешаны старые ткани, занавески, драпировки. Поэтому на первый план выступает не нищета жилья, а его приветливость, интимность, порой даже идилличность.
Однако лучшие произведения Лемоха, особенно исполненные им в 70-80-е годы, годы его сближения с Товариществом, свидетельствовали об умении художника проникать в сущность народной жизни. Эти произведения подкупают искренностью чувства, подлинностью ситуаций, сюжетов, жизненностью образов. Стасов тепло отзывается о его картинах «Круглая сирота» (1878, Государственная Третьяковская Галерея), «В семье чужая» (1875), «Нищенка» (1884).
окончание...
|