|
|
Страница 1
Страница 2
Страница 3
|
|
|
|
|
Разные картины художников ТПХВ
Ростов зимой, Петр Петровичев, 1910
На рассвете у Воскресенского моста, конец XVII века, Аполлинарий Васнецов
|
|
Изобразитель городской жизни Николай Ярошенко
Картина появилась на 6-й выставке вместе с «Протодиаконом» Репина. Крамской колеблется, кому отдать предпочтение.
«Кочегар» и «Дьякон» «балансируют», пишет Крамской Репину, «не знаешь, который лучше. Разумеется, «Кочегар» в живописи уступает «Дьякону», но впечатление, типичность равны: оба весят здорово».
В то же время современники восприняли это произведение как остро разоблачительное, как обращенный к ним упрек. Гаршин, повидавший «Кочегара» еще в мастерской Ярошенко, вводит в свой рассказ «Художники» образ Глухаря, бесспорно навеянный «Кочегаром».
Если бы Ярошенко создал только «Кочегара», он завоевал бы право на место в истории русского искусства, но Ярошенко - автор целой галереи образов современной ему народнической интеллигенции. Особенно привлекали Ярошенко люди, непосредственно связанные с революционным движением, способные на подвиг. Образы революционеров «оторвались» наконец от евангельских легенд, которые еще тяготели над творческим воображением некоторых художников, предстали во всей жизненной конкретности.
Первая из картин этого круга - однофигурная композиция «Заключенный» (1878; экспонировалась также на 6-й выставке). Картина сразу же завоевала любовь и признание демократической общественности. Волновала уже сама тема - тема политических преследований передовой интеллигенции. Не случайно Стасов выразительно и кратко сказал про героя картины, что «это - наш - среднего сословия».
Оголенная темная камера - настоящий каменный мешок. Тени, сгущающиеся в углах. Виден лишь силуэт фигуры, приникшей к узенькому и высокому оконцу, забранному решеткой. Казалось бы, картина должна получиться безысходно-мрачной. В действительности это не так. Заключенный, изображенный спиной к зрителю, жадно устремлен к жизни, к деятельности, к свободе. И это как бы преодолевает мрачность окружения.
Фигура заключенного написана в теплой, коричневатой гамме. В противоположность «Кочегару» телесность, материальность фигуры не подчеркнута. Полумрак камеры как бы обволакивает формы, поглощает линии и объёмы.
Глубиной замысла и своим оптимистическим строем «Заключенный» выгодно отличался от популярной в 50-70-х годах «Княжны Таракановой» К.Флавицкого (1864, Государственная Третьяковская Галерея), с выраженным в ней настроением неотвратимости гибели. Это глубокое отличие отмечал Стасов. Однако образ политического борца еще не нашел в «Заключенном» своего полного воплощения. Более развернутую характеристику образа революционера Ярошенко дает в картине «Студент» (1881, Государственная Третьяковская Галерея).
«Студент» - до сих пор одно из популярнейших произведений Ярошенко. В облике этого юноши, живописно задрапированного в плед, в жесте его руки, заложенной за борт пальто, есть нечто романтическое. Темный фон картины нейтрален. Неуловимый, зыбкий свет струится из неведомого источника. Он создает ощущение мглистой воздушно-световой среды, напоминающей о петербургских туманах. Композиция «Студента» динамична. Фигура несколько повернута правым плечом вглубь - прием, характерный для многих портретов Крамского. Тень от видавшей виды шляпы падает на один глаз. Зато живой блеск другого, умного, проницательного, очень выразителен. Полная внутреннего напряжения фигура, смотрящий исподлобья, настороженный взгляд дают почувствовать тревожную атмосферу революционной борьбы, участником которой, по-видимому, был Студент.
«Студент» вызывает в памяти образ Раскольникова Достоевского и особенно - тургеневского Базарова. Но, в отличие от героя Тургенева, «Студент» Ярошенко лиричен, согрет внутренним горением. В нем есть и горячая вера и внутренняя сдержанная патетика - черты, присущие, скорее, героям Степняка-Кравчинского («Андрей Кожухов» и другие). Таким сложился этот образ у художника, прекрасно знавшего учащуюся молодежь своего времени. Образ этот типичен. Ярошенко писал «Студента» с конкретного человека, но прекрасное знание среды революционно настроенного студенчества помогло ему поднять образ до типического обобщения.
Образ революционера привлекал в эти годы и Репина. Но есть одна область портрета, где Ярошенко не имеет соперников, - это портреты его современниц, революционно настроенных девушек-курсисток. Он пишет их особенно проникновенно, с задушевностью и теплотой.
Образ девушки-революционерки воплощен в картине «У Литовского замка». Это большое полотно было начато в 1878-м и закончено в 1881 году. Замысел картины непосредственно связан с политическими процессами 70-х годов, герои которых были заключены в Литовский замок. Девушка, в характерном для прогрессивно настроенной молодежи скромном костюме - маленькой шапочке строгой формы, темном жакете, - пристально смотрит на стены тюрьмы, где, по-видимому, томятся ее товарищи. Только присутствие солдата-караульного нарушает мрачную пустоту улицы. Картина, показанная на 9-й Передвижной выставке, произвела впечатление тем более сильное, что открытие выставки (1 марта 1881 года) совпало с убийством Александра II народовольцами. Картина была почти сразу снята с выставки. На художника был наложен домашний арест. Сам М.Т.Лорис-Меликов (министр внутренних дел, шеф жандармов) приехал объясняться с Ярошенко.
Надо заметить, однако, что, по единодушному отзыву современников и даже самого художника, замысел картины столь значительной и содержательной все же не вылился в завершенную художественную форму. Возможно, это произошло потому, что Ярошенко вышел в этом произведении за пределы социального портрета - области, в которой он был особенно силен, - к сюжетной картине, которая чаще всего не давалась ему. Сам Ярошенко полагал, что не сумел прийти к нужному обобщению. И все же, если бы картина «У Литовского замка» сохранилась, она, вероятно, приобрела бы, подобно «Студенту», этапное значение, как первый опыт создания обобщенного типического образа девушки-революционерки 70-х годов.
Картины «Заключенный», «У Литовского замка», «Студент» сделали в определенных кругах имя Ярошенко одиозным. Каждое произведение художника из-за честно и открыто выраженного в нем сочувствия освободительному движению вызывало резкие нападки реакционной печати. То же произошло и с одним из самых поэтических произведений Ярошенко - «Курсисткой». Реакционная печать резко её критиковала.
продолжение...
|