|
|
Страница 1
Страница 2
|
|
|
|
|
Картины Валентина Серова
Девочка с персиками (Портрет Мамонтовой), 1887
Зимой, 1898
Портрет художника К.А.Коровина, 1891
|
|
В.Скляренко о творчестве Валентина Серова
Популярность Серова росла и среди высокопоставленных заказчиков. В отличие от уже именитых мастеров, он исполнял даже парадные портреты в светлой манере, красочно. Его «Портрет Портретыч» никогда не льстил и не шаржировал модель. Серов только высматривал и подмечал (портреты князя и княгини Юсуповых, оба в 1903 г.; Г.Гиршман, 1907 г.; княгини О.Орловой, 1911 г.; М.Ф.Морозовой, 1897 г.; И.А.Морозова, 1910 г.).
«У меня проклятое зрение, - жаловался художник, - я вижу каждую морщинку, каждую пору...» И характер человека он видел прекрасно, и мог одним жестом подчеркнуть его.
Так, на портрете В.Гиршман (1910-1911 г.) словно пересчитывает деньги в кармане. И сколько банкир ни просил художника «убрать руку», Серов ничего не изменил. Знатных и богатых художник видел насквозь. Тяжело и уверенно стоит на портрете осознающий свою власть миллионер М.А.Морозов (1902 г.), но вместе с тем это умный, интеллигентный человек и большой ценитель искусства.
Он понял замысел художника, но ничего не просил изменить.
А на портрете его четырехлетнего сына Мики Морозова (1901 г.) еще ничто не говорит, что это будущий крупнейший шекспировед. Ребенок подвижен, нежен, широко распахнутыми глазами он с интересом всматривается в мир. При взгляде на его портрет невольно возникает добрая улыбка.
Серов неоднократно писал портреты царской семьи Александра III и Николая II, работал долго, «позевывая», но после кровавых событий 1905 г. наотрез отказался «бывать в этом доме» и в знак протеста сложил с себя звание академика. Всегда сдержанный и мягкий, он сделался резким, нетерпимым, угрюмым, настолько потрясла его расправа. Художник и раньше не особо жаловал «царскую тему».
Словно школьник, отлынивал от заказа для иллюстрированного издания «Царская охота» и считал, что на картинах «Выезд Петра II и цесаревны Елисаветы Петровны на охоту» (1900 г.), «Юный Петр на псовой охоте», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» (обе в 1902 г.) лучше всего получились милые его сердцу кони и борзые.
Высокую оценку получил Серов за картину «Петр I на постройке Петербурга» (1907 г.) от своего учителя П. Чистякова. Словно «ломовик, прет» против ветра мощной поступью царь. Великий строитель и жестокий монарх уже видит перед собой будущий город, он устремлен вперед и сам «создает ветер», от которого сгибаются размытые фигуры свиты.
Серов работал напряженно и разнопланово. Иллюстрировал произведения А.Пушкина и басни И.Крылова. Участвовал в деятельности объединения «Мир искусства» и совместно с Л.Бакстом оформлял одноименный журнал. Преподавал в Московском училище живописи.
После смерти П.Третьякова Серов вошел в совет галереи и много сделал для признания молодых талантов, но свои работы «не пристраивал» (к 1898 г. в Третьяковке было 35 работ художника, в настоящее время - более 80).
С удовольствием он работал в области театральных декораций в театре С.Мамонтова, Мариинском театре, в «Русских сезонах» Дягилева. Серов создал прекрасные декорации к опере своего отца «Юдифь» (1886, 1907 гг.).
Художник интуитивно чувствовал, что надо искать новые формы выразительности. Он сумел взять лучшее из старой живописной школы и придать ему современное звучание. В 1907 г. Валентин Александрович вместе с Львом Бакстом путешествовал по Греции. Он был покорен легендарными памятниками и мифологической красотой Эллады.
В монументально-декоративном стиле художник создал картину «Похищение Европы» (1910 г.), решенную в ярких, непривычных глазу красочных сочетаниях, максимально упростив фон и четко выписав хрупкую фигуру девушки, уверенно сидящей на огромной спине красавца быка.
Помимо живописи у Валентина Александровича был еще один дар - он умел дружить. «По существу это был человек нежный, тонкой души, бесконечно верный друг. Он ясно видел недостатки людей, их провалы, душевные изломы и охотно прощал все это, лишь бы было за что. Своей любовью он покрывал изъяны других...» - писал Д.Философов.
Серов мучился от непризнания современниками таланта М.Врубеля, лично ходатайствовал перед царем за обвиненного в подлоге и присвоении денег С.Мамонтова (позже он был оправдан), понял и простил эмигрировавшего А.Бенуа, которому было тесно в России. Но навсегда порвал многолетнюю дружбу с Ф.Шаляпиным, увидев его на коленях перед царской ложей при исполнении «Боже, царя храни» после премьеры оперы «Борис Годунов».
Серов был молчаливым и довольно хмурым человеком. А с гастролей в Париже и Англии, где с блеском прошло представление «Шахерезады», к которому он создал великолепный занавес, Валентин Александрович вернулся необычайно веселым и оживленным.
Многие даже не подозревали, каким он был шутником и выдумщиком, как легко и красиво танцевал, как обаятельно улыбался. Серов давно чувствовал, что у него «птичье сердце» (врачи диагностировали стенокардию), и теперь старался все успеть и всех порадовать. Рано утром, вдоволь порезвившись с младшей дочерью, трехлетней Наташей, он заспешил оканчивать заказной портрет княгини П.Щербатовой и упал...
Художник умер в возрасте 46 лет, в самом расцвете таланта.
«Бывают смерти, в которые не веришь, - писал в статье Н.Рерих, - целый день требовали опровержений. Не хотели признать Ужасного и непоправимого...» Друзья на руках внесли гроб в Третьяковскую галерею, где была отслужена лития. Серова оплакали и как художника, и как друга, и как человека.
в начало...
|